По следам выступления Г. Грефа 02.10.2014 и Мероприятия, организованного 01.10.2014 «Иннопрактикой» под патронатом академика, ректора МГУ В.А. Садовничего «Наука и бизнес: эффект сотрудничества в развитии технологий»


В основе два последних события и ранее опубликованный материал о создании фундаментальной модели:

Выступление Германа Грефа на Инвестиционном форуме «Россия зовет!»

Мероприятие организовано «Иннопрактикой» под патронатом академика, ректора МГУ В.А. Садовничего «Наука и бизнес: эффект сотрудничества в развитии технологий»

Менеджмент, наука или искусство? Новая парадигма и связь с ИТ

Предисловие:

Выводы об эффективности и качестве управления лежат не только в качестве менеджмента.  Я остановлюсь на изменении фундамента (и трех составляющих идеология, методология, технология), упомянутого в ключевых выдержках, представленных в публикации по ссылке на ресурс LeanInfo.ru, ресурса при Высшей школе Бизнеса МГУ им

«Всем нам нужно перестать говорить о структурных реформах, как некой абстракции, а нужно исправить то, что у нас в фундаменте лежит, и без исправления этого фундамента — это качество управления (и государственного и корпоративного). В стране — без этого ничего дальше не произойдет».

Итак по существу, без абстракции:

Государство, бизнес, ИТ и образование – зачем мы нужны друг другу (повтор и консолидация данных от 09.07.2013)

Кратко постараюсь объяснить цели которые преследую. Работая в вертикально интегрированных холдингах с самого начала своей трудовой деятельности в области снабжения, сбыта, логистики, складов и перевозок постепенно накапливался багаж знаний и опыта.

Принимая участие в проектах автоматизации в этих компаниях как Заказчик функционала был свидетелем одних и тех же закономерностей и, продолжая обучение и самообразование в области систем повышения эффективности организаций, пришел к выводам, которые частично излагаю в этой статье с целью получить ответ на вопросы:

Кто в России заинтересован в содействии развитию новой технологии в построении организационных систем для создания интернет систем управления объединяющих потребности государства и бизнеса?

Кто обладает тем административным ресурсом, который необходим для выхода России на новый технологический уровень в развитии производства и экономики?

Это не вопросы в космос, я рассчитываю на отклик читателя в обсуждении существующего в настоящее время проекта и новой технологии управления и развития в промышленности и бизнесе через создание отраслевых систем управления, имеющих одни базовые сервисы для исключения интеграции данных.

Занимаясь задачами в коммерческой деятельности я постепенно расширял сферы применения сквозных процессов в управлении и взаимодействии с внешней и внутренней средой организации, в итоге был сформирован контур информационной системы. Сначала я сформировал контур информационной системы и начал искать решение для её реализации. Изучение технологий привели меня и в BPMS и в Project Management и изучение Adaptive Case Management и пр. инструменты и нотации, применяемые в построении систем управления. Изначально я рассчитывал, что большую часть необходимого функционала смогу реализовать на решениях MS, потом, после понимания того, что они между собой практически не взаимосвязаны и имеют в архитектуре разные несовместимые друг с другом БД, стал искать решение способное реализовать такую модель. Понимая, как формируется проект автоматизации для организации на продуктах нескольких мировых и одной российской ERP систем пришлось признать что этот способ построения системы для бизнеса изначально имеет системные недостатки, на них здесь останавливаться не буду, скажу только, что методология их построения изначально предусматривает интеграционный подход и изобретение для каждого Заказчика индивидуального решения, которое в дальнейшем сложно поддерживать силами самой организации и приводящего к многократному повторению трудоемких проектов автоматизации с высокими рисками при реализации таких проектов.

Созданные к этому моменту системы BPMS, позволяющие реализовать внутренние процессы в ERP системе как надстройку с интерфейсами (лоскутную автоматизацию) или интегрировав в существующую технологию построения и исполнения бизнес процессов в чужую среду ERP системы, тоже не отвечали моим представлениям о том как, с какой целью и результатами можно и нужно использовать бизнес процессы в организации.

Результатом поиска решения стал вывод о том, что существующие и распространяемые на рынке BPMS, как бы хороши они не были по своей архитектуре являются связующим звеном между лоскутками одного одеяла, сотканного из разных информационных и учетных систем. Стоит одному из «лоскутков» при выходе нового релиза изменить логику архитектуры, как вся конструкция рушится. Вывод? Должно быть решение, позволяющее реализовать такую идею на единой модели БД и инструментами, способными создавать шаблоны исполняемых БП, по сути создавать репозиторий кейсов, шаблонов бизнес процессов, применяемых участниками такой системы многократно.

Результатом этого поиска стало знакомство с мультиагентной системой, автором технологии для системы управления бизнесом в РФ является компания Асис Софт www.asys.ru. Это не реклама компании, я просто рассказываю свой путь поиска решения, чтобы были понятны изначально цели и мотивы моей публикации.

Компания, ведущая изначально разработки для космоса и оборонки занималась сложными проектами НИОКР и реализацией проектов по созданию оборудования для спутников. Постепенно они создали сначала локальную систему управления бизнесом, а когда появились облачные технологии стали переносить свои наработки в интернет систему. Я активно подключился к этой работе, понимая, что эта модель системы управления позволяет на единой структуре БД построить весь необходимый набор функциональных блоков системы управления бизнесом.

Я ответил себе на два вопроса, на которые, зная логику учета данных в существующих ERP системах, раньше не мог найти ответ.

Первое:

взяв самую сложную ситуацию с разбором полетов при падении космического аппарата я не мог понять, как при разнообразии используемых, независимых друг от друга, систем учета участников сквозного процесса проектирования, разработки, изготовления, сборки, запуска и эксплуатации спутника можно при дефекте какого-либо элемента спутника выяснить всю историю движения любого ТМЦ в таком сложном проекте. Работа комиссии должна поднять и проанализировать все материальные потоки, места хранения, режимы хранения и производства компонентов от начал до конца. Для этого необходимо вести протоколирование не только материальных потоков, но и учет в них всех юридических лиц, сотрудников этих организаций, принимаемые ими управленческие решения, влияющие на то или иное событие. Такого решения я в момент формирования модели системы управления не встречал.

Второе:

среди специалистов ИТ в области построения систем учета и систем управления существует единственное верное и неоспоримое мнение, что универсальной системы управления не существует, все, кто думает иначе, просто не имеют опыта и по сравнению с ними являются дилетантами. Хорошо, я не ИТ специалист по образованию, но я потенциальный Заказчик и имею возможность, как Заказчик системы управления, которая меня устроит, формировать свои требования. Я беру в руки любое мобильное устройство (смартфон), неважно, IOS, Android, и задаю себе вопрос: изначально платформа одинакова, я наполняю эту систему управления тем, что мне доступно в том или ином сервисе (AppStore, GooglePlay) и получаю уникальный продукт настроенный на мои потребности. Все приложения написаны на том языке на котором работает эта платформа. Нужные мне приложения выполняют ту или иную функцию, необходимую мне в нужный момент времени. Они позволяют мне общаться с миром и управлять моими личными предпочтениями. Почему я не могу за адекватные средства заказать и получить для сопровождения своего бизнеса аналогичный продукт?

Давайте задумаемся, что из себя сейчас представляет социальная сеть, хоть Фейсбук, хоть Линкедин и масса приложений, работающих в ней. Что из себя представляет система построения сайтов WordPress с массой индивидуальных надстроек, позволяющих реализовать ту или иную функцию. Что из себя представляет сайт Интернет магазин? Что из себя представляют оси мобильных платформ с их AppStore и массой программ, написанных под эти оси? Если мы переносим логику в деловую НЕСОЦИАЛЬНУЮ сеть, обладающую возможностью реализации в ней в качестве таких надстроек нужного набора бизнес процессов (кейсов) и шаблонов бизнес процессов для взаимодействия друг с другом участников этой сети, мы получаем единое информационное пространство в котором можно минимизировать все издержки сопровождения своего бизнеса, достаточно иметь доступ к репозиторию (аналогу AppStore, GooglePlay) кейсов и шаблонам нужных мне бизнес процессов. Они по своей структуре будут одинаковы, они обращаются к одним метрикам (НСИ – нормативно справочной информации) и их использование зависит от ролей участников процесса. Достаточно привязать роль в бизнес процессе к определенному сотруднику своей организации и зафиксировать роли участников процесса из других организаций (посредник, экспедитор, банк, страховая компания, пр. варианты) и этот шаблон процесса можно использовать многократно. Каждый пользователь в такой сети имеет одни идентификаторы, группа пользователей состоит из тех же идентификаторов и разных ролей в организации. Каждый бизнес процесс имеет одни роли, одни входы и выходы. Это реализуемо для каждой организации в которой есть бизнес аналитик, умеющий работать с нотациями, знающий местонахождение того или иного элемента в метриках. Следовательно, в такой системе управления кроме репозитория бизнес процессов и кейсов (набора отраслевых процессов) должны быть единые НСИ, хранимые и общедоступные всем участникам. Предположим, мы говорим о НСИ на товары и услуги, организации и должности для построения организационных структур. То, что выстраивается в дорогостоящих проектах автоматизации для каждого Заказчика индивидуально и не всегда соответствует потребностям заказчика в связи с ограничениями предлагаемых на рынке систем учета или ERP систем.

Необходима унифицированная интернет система, доступная для создания и моделирования процессов и проектов в момент её востребованности бизнесом.

Реагирование на изменения внешней и внутренней среды должно происходить в течение нескольких часов, вместо месяцев и лет, необходимых на перепрограммирование существующей «жестко автоматизированной» системы в организации.

При реализации такого решения сложное уравнение принимает вид, где все «неизвестные» становятся «переменными».

На выходе получаем искомый результат, доступный к применению хоть в b2b, хоть в b2c, хоть в b2g, хоть в g2c, и даже в c2c всё зависит от набора готовых к использованию БП в репозитории и наличии нужных бизнес сервисов, содержащих нужную структуру НСИ, пополняемую по мере развития и эксплуатации такой системы.

Если способ создания таких кейсов известен отраслевому бизнес аналитику, он же специалист по BPM их создающий и пополняющий такой репозиторий, со своего рабочего места он может изменить шаблон, изменить запущенный процесс, подлежащий корректировке, он может быстро реагировать на изменения, это и есть искомая эффективность в системе.

Вопрос с передачей данных в локальную систему учета организации с правильной настройкой НСИ и легитимностью действий в такой системе пожалуй остается ключевым. Считаю, что и эти вопросы решаемы технически. Как? Интернет система управления должна давать возможность пользователю или организации выбирать способ хранения своих данных, это может быть полностью облачным решением, может быть локальным решением с подключением к интернет системе для выполнения сквозных процессов с внешней средой, либо быть гибридной системой, имеющей часть активов в облаке и часть в локальной системе управления. Если решение для Заказчика полностью «облачное», то работа с ним возможна только через Веб интерфейс. При использовании локального и гибридного решения, интерфейс работы пользователя не изменится, изменится адрес в сети, к которому обращаются данные процесса для записи статистики. Здесь стоит сразу упомянуть, что место хранения данных может отличаться друг от друга, это может быть коммерческий или собственный ЦОД (центр обработки данных) организации, может быть публичный ЦОД, важно не то, где в тот или иной момент времени будет располагаться инфраструктура пользователя системы. Важно понимание того, что создаваемые бизнес сервисы в такой системе будут иметь постоянный адрес и быть доступны в режиме 356/7/24, а это задача не будет решена без поддержки государства, как нормативной, так и поддержки сопровождения сервисов с НСИ через отраслевые ведомства.

Итак, в модели системы управления есть процессы, их настройка, исполнение и мониторинг в единой исполняемой среде. Все остальное становится аналитикой для BI и корректировки своей стратегии на рынке. Вопрос только в переводе «неизвестных» в категорию «переменных» с единым местом хранения исходных метрик.

Самым важным для меня стала возможность построения и использования бизнес процессов между участниками такой системы, где любой процесс, имеющий цикличность исполнения может быть представлен как проект (в логике PM), а любой проект может быть исполнен с помощью шаблонов бизнес процессов, хранящихся в репозитории или создаваемых бизнес аналитиком организации, а если менеджмент организации имеет достаточный уровень знаний, то запуск любого проекта и процессов может быть настроен им самостоятельно. Для этого настройка и проекта, и процесса не должна происходить «на лету» без использования программного кода.

Это означает, что я как участник системы, как управленец, не имеющий навыков программирования, а знающий логику построения бизнес процессов в нужной нотации и построения проектов, могу сформировать или использовать существующий бизнес процесс в качестве шаблона, набор процессов (кейс) из общего репозитория такой системы.

И если, зная нотацию моделирования бизнес процессов, понять, что процесс можно разложить на составляющие и из этих составляющих, имеющих одни входы и выходы, как в известном детском конструкторе, формировать нужную именно тебе последовательность этих фрагментов бизнес процесса, то роль менеджера в управлении будет несколько отличаться от тотально применяемого в мире функционального подхода к управлению организацией или вертикально интегрированной структурой юридических лиц.

Это означает, что я могу производить мониторинг проектов и процессов в системе управления в режиме онлайн не только в среде организации, но и по всей вертикали дочерне зависимых организаций, все будет зависеть от полномочий моей роли (пропорционально должности и положению в организационной структуре компании) в системе управления.

Если в процессе участвуют несколько независимых от моей организационной структуры юридических лиц, банк, страховая компания, экспедиторы, агенты, посредники, то сквозной процесс, составленный из фрагментов может показать мне текущее исполнение всего процесса, при этом, я не имея ролей, позволяющих проникнуть внутрь фрагмента, исполняемого независимым от меня контрагентом, буду видеть статус исполнения в целом, и видеть где находится «токен» всего процесса в настоящий момент. Это было бы достаточным для оперативного воздействия на процесс, ведь в настоящее время, самой большой «неизвестной» при реализации процессов в организации является отсутствие статуса исполнения, отсюда и появляются неограниченное полетом фантазии руководителя каждого подразделения в организации количество сводок с разнообразной интерпретацией данных в той или иной форме отчета. И так вверх по иерархии до уровня первого лица, управляющего бизнесом. Чтобы получить нужный отчет нужно произвести мониторинг исполняемых процессов и получить в форме отчета с помощью инструментов управления проектами сводный отчет. Сколько времени и ресурсов тратится на составление оперативной информации в настоящее время? Сколько времени и участников было бы достаточным, если такая возможность будет существовать в системе управления по умолчанию? Ответ в проектировании.

При чем здесь проект? И почему я хочу видеть совмещение процессов и проектов? Ответ прост. Логика создания проекта предполагает создание ограничений необходимых для выполнения проекта: ресурсов, трудозатрат, материальных ресурсов, от этих данных формируется календарный план, сетевой график исполнения проекта. Нанимаются РП (руководители проектов), наполняющих проект статистикой, появляется ГИП (главный инженер проекта) управляющий консолидацией, появляется логика проектного офиса. Возникает каста проектантов, имеющих свой учет и данные, несинхронизированные с системой учета в организации. Возникают конфликты при прочтении и сопоставлении данных в управленческом и бухгалтерском учете организаций. Если существующий или создаваемый в интернет системе бизнес процесс имеет плановые ограничения, такие как время на выполнение, стоимость трудозатрат в зависимости от стоимости привлечения того или иного участника процесса, если технология такой интернет системы позволяет к плановым значениям дописать информацию о фактическом исполнении процесса после его запуска, мы получаем не только исполнение процесса и проекта в представлении Ганта, мы получаем онлайн перерасчет, сдвиг, опережение, исполнения одного или множества запущенных процессов в системе.

Отсюда мы выходим на бюджетирование и планирование бизнеса. Зная спрос, зная производственные мощности, зная сроки обеспечения товарами и услугами для производства своего товара и услуги и продажи его Клиенту, зная плановые и фактические калькуляции можно сформировать всё, и CashFlow и план факторный анализ в режиме онлайн, показывающий изменения, дефициты и излишки средств, доступных к перераспределению. Звучит феерично, но кто может сейчас сказать, что он способен это сделать? Хотя бы с помощью только компетенций топ менеджмента? Уверен, таких специалистов на рынке немного, и причина не в компетенциях менеджмента, а в ограниченности существующих технологий предлагаемых на рынке систем управления.

Если я имею набор договоров, спецификаций, обязательств в системе управления, если я планирую расходы по ним, включая в план платежей необходимые суммы к оплате и отражая факт оплаты, если я вижу исполнение плана поступлений от продаж, я обладаю достаточной информацией для прогнозирования своих действий как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Для этого достаточно заранее разнести платежи по видам затрат и привязать их к тем или иным строкам бюджета. Зная всю информацию я управляю своей стратегией развития и корректирую тактику ведения бизнеса на рынке.

Если я имею накапливаемую статистику исполнения процессов в системе, а процесс имеет плановую себестоимость и фактическую стоимость, я могу заняться показателями эффективности персонала организации. Каждая роль, каждый сотрудник имеет свою стоимость. Планирование ресурсов в проекте и процессе позволяет мне формировать плановые показатели и анализировать отклонения фактических данных от запланированных. Система KPI и BSC формируется по факту исполнения запущенных процессов в системе. Это означает, что зная установленные оклады и создавая систему мотивации, я могу видеть центры затрат, затраты персонала на выполнение процессов, перераспределять нагрузку между персоналом, увидеть чьи фактические показатели трудозатрат персонала сопоставимы с их уровнем оплаты труда, кто является источником потерь, кто дает мне добавленную стоимость продукта. Какой вывод из этих данных я могу сделать в дальнейшем? Я могу управлять полномочиями в системе, чтобы снизить стоимость вовлекаемых в процесс ресурсов путем делегирования полномочий персоналу. Это уже реинжиниринг и оптимизация затрат, повышение эффективности управления. Освобожденные ресурсы, тем более дорогостоящие, я могу перераспределить на решение стратегических задач расширения своего бизнеса. Я освобождаю от рутинной работы менеджмент, продвигающий мой бизнес на рынке. Менеджмент — это управление, вовлечение менеджмента в оперативное управление сейчас оправдано только отсутствием таких возможностей в современных системах управления.

Читая описание системы управления, пожалуй, в первую очередь возникает вопрос: если такая интернет система будет реализована, как быть тем, кто уже вложил огромные инвестиции в создание локальных ERP систем, регистрирующих через штатных операторов, сотрудников организации, события в существующей системе? Отказаться от всего невозможно, инвестиции должны окупить себя. Как быть с теми, кто уже создал свой бизнес и привлек инвестиции в проекты автоматизации? Ответ должен быть прост и лаконичен. Достаточно иметь кабинет пользователя (одного, нескольких, подразделений, департаментов) этой организации, через который с участниками рынка возможно исполнение бизнес процессов, в которых эта организационная единица задействована. Накапливаемые данные могут попасть в локальную систему учета либо через экспорт данных, либо через интерфейс, написанный для синхронизации данных с локальной системой организации. Это путь к спросу и предложению таких участников системы как банки, страховые компании, корпорации, имеющие сложную систему управления, органы сертификации, лицензирования, прочие ведомства, в том числе это могут быть и федеральные, региональные ведомства, осуществляющие функции мониторинга.

Появляется возможность работы в Интернет системе, в которой можно реализовать как процессы внутренней среды организации, так и создавать, и пользоваться шаблонами для взаимодействия с контрагентами, имеющими хотя бы аккаунт в этой Интернет системе.

Каждый из участников такой системы может создавать и развивать свою организационную структуру одной или нескольких (дочерне зависимых) организаций, тем самым формируя систему управления вертикально интегрированными структурами. Уровень развития такой инфраструктуры будет зависеть от участника и его желания.

Ответив для себя на эти вопросы, поняв, что технология для реализации на рынке эффективной системы взаимодействия с внешней и внутренней средой организаций уже существует, понимая, что эта технология существует в РФ, остается главный вопрос, как можно реализовать проект по созданию такой системы? Существуют ли в РФ институты развития систем управления, имеющие достаточные ресурсы (административные, материальные) для запуска такой системы управления в коммерческую эксплуатацию? На каком уровне должны быть зафиксированы договоренности об использовании бизнес сервисов с НСИ, чтобы они являлись константой для участников системы?

Упомянутая логика бизнес сервисов для работы такой интернет системы предполагает их постоянное использование, пополнение, управление данными.

На что это влияет?

Попробуем смоделировать создание и развитие такой системы в РФ, что позволит понять, возможна ли в настоящее время реализация такой системы управления для подъема экономики на новый технологический уровень. Ведь самое сложное при понимании того, что и как может быть создано, понять, кто может быть заказчиком коммерческого продукта в виде такой модели, способной повысить эффективность управления организациями и перевести постоянные издержки в переменные.

Наличие в системе управления данных об участниках, как следствие, приводит к необходимости защиты персональных данных в соответствии с федеральными законами в РФ. Требуется участие и контроль соответствующих ведомств.

Наличие в системе данных об организациях и кодах, присваиваемых им при регистрации приводит к необходимости управления данными, их актуальности, вводу новых организаций при регистрации юридических лиц, отражению статуса закрытия организации в органе, принимающем соответствующие документы от учредителей. Если каждая организация стремится спустя много лет своей операционной деятельности сформировать активную свою базу поставщиков и покупателей (CRM и SRM), наличие такого бизнес сервиса с организациями на рынке и возможностью протоколирования сделок с ними позволит формировать и управлять своей базой с момента начала работы в системе. Есть Клиент — есть договор (сделка), есть сделка – есть процесс, есть процесс — есть статистика по товарам и услугам, есть геофизическая привязка контрагента к региону присутствия – есть региональное и федеральное развитие своей территориально распределенной сети по месту возникновения спроса.

Если система формирует первичные и налоговые документы из единых БД, то не составляет труда реализовать логический функционал сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. В этом функционале системы управления и технологии обращения к бизнес сервису, содержащему информацию о товарах и услугах есть самое важное звено в возможности массового использования логики предлагаемой системы управления. Как известно, каждый владелец ресурса (товар, услуга) кодирует каждую позицию своего справочника индивидуально. Это приводит к многократному изменению кодов, идентифицирующих товар (или услугу) с момента её производства, доставки, временного хранения, доставки до конечного потребителя. Наличие сквозной кодировки товаров и услуг позволяет всегда, в любой момент времени, обращаться к первоисточнику в справочнике товаров и услуг, что позволяет проследить за движением товара с привязкой к выпуску и характеристикам выпущенной в календарный период времени для соблюдения условий гарантии на товар. Если в настоящее время наша страна и мировое сообщество рассматривают идентификацию товара или услуги по итоговым данным счетов фактур (или просто инвойсов (счетов) за рубежом), то обмен данными на уровне составляющих позиций этого документа позволяет вести учет и статистику такого документа с декомпозицией на каждую составляющую. Именно такая логика позволила бы отследить в вышеприведенном примере со спутником, кто, как, когда и при каких условиях произвел поставку того или иного товара или услуги при разборе инцидентов. Кроме того, это еще один эффективный способ избежать издержек и потери информации при обмене данными между участниками системы и сокращению функций операторов по вводу информации в ту или иную систему учета взаимодействующих контрагентов.

Наличие в системе данных о товарах и услугах, кодах этих товаров и услуг в соответствии с классификаторами, действующими в РФ, данными о кодах на товары, импортируемые в страну, приводит к необходимости управления данными на уровне государственных ведомств, курирующих товары и услуги. Есть бизнес сервис с товарами и услугами – есть статистика спроса и предложения по региональному и федеральному признаку, есть статистика сделок – есть динамика цен по территориальному признаку. Есть затраты на логистику – есть динамика издержек и изменения цен на товары и услуги по территориальному признаку. Все логически реализуемо с помощью новой технологии, вопрос в спросе на технологию. Кто может управлять этими данными? Намеренно не называю эти ведомства чтобы не приклеивать сразу ярлык, это предстоит определить обществу, если общество будет заинтересовано в создании и развитии такой системы управления.

Наличие унификации данных о товарах и услугах позволяет создать в системе мультиторговую площадку для размещения спроса и предложения. Процессы размещения этих данных на мультиторговой площадке позволяют не только найти контрагента, но и привлечь в качестве участника сквозного процесса сделки других юридических лиц, выполняющих роли посредников в процессе доставки товара и/или услуги. Становится возможным использовать хеджирование и фьючерсы при заключении сделок и фиксировать цену сделки в будущем периоде, тем самым обеспечив своей организации долгосрочное планирование коммерческой деятельности на рынке. В настоящее время этот механизм реализован только на финансовом рынке.

Наличие в системе данных о профессиях, должностях, специальностях, позволяет использовать и унифицировать роли в системе при построении организационных структур. Этими данными тоже необходимо управлять и унифицировать их применение. Здесь в качестве примера стоит привести классификаторы должностей рабочих специальностей и ИТР, которые имели описание функционала, прав и обязанностей в организации. Понимая, что процесс настроен на применение той или иной роли, можно утверждать, что история компетенций сотрудника организации может быть записана автоматически для каждого пользователя организации при выполнении им того или иного процесс, а это, автоматически предполагает, что портрет компетенций пользователя будет отличаться друг от друга в зависимости от принадлежности исполняемых процессов в системе к тому или иному кейсу или шаблону. И это уже стандартизация профессиональных навыков, которой тоже необходимо заниматься в системе отраслевому ведомству.

Предположим Заказчик реализовал в описываемой интернет системе отраслевое решение для школ и ВУЗов. Процессы обучения, сдачи тестов и пр. Компетенции по предметам обучения сохраняются в зарегистрированном профиле пользователя и накапливаются о нем по мере его трудовой деятельности. Так формируется история навыков и знаний, позволяющая пользователю продать свой труд на рынке. Если интерфейс системы управления дружелюбен и понятен пользователю на интуитивном уровне, а процессы разложенные на фрагменты заранее подготовлены специалистом в системе, то использование системы представляет собой упрощенно «кликанье» мышкой и ввод данных на том или ином этапе процесса. Школьник или студент с юношеских лет получает навыки работы с интернет системой, использует её в личных целях и для обучения, к моменту начала трудовой деятельности он является подготовленным пользователем такой системы управления. Он понимает главное – логику системы управления. Почему бы и нет? Для реализации такого отраслевого решения необходимо участие образовательных учреждений и ведомств. Кто и где сейчас обучает будущих пользователей систем управления? Это рынок, на котором сейчас зарабатывают в основном евангелисты существующих ERP систем, и этот рынок дорогой и средства от обучения чаще уходят из РФ, т.к. для обучения необходимо обладать специализированными курсами, по ним нужно сертифицировать обучающий персонал, владеют этими курсами вендоры, производители иностранных систем управления. В итоге это просто потраченные деньги на развитие мировых брендов программного обеспечения.

Обратимся к вопросу о теневом рынке, выходу бизнеса из тени. Предположим организация создает инфраструктуру в описанной системе управления. Что это может дать владельцу бизнеса с точки зрения взаимоотношений с государством, с финансовыми институтами? В каком случае владелец захочет отражать все операции в такой системе управления и платить налоги? Предположим, что разработан инструмент (бизнес сервис) оценки финансовой стабильности такой организации в системе для присвоения организации категории риска на рынке с целью определения сумм кредитования банком, страхования имущества, лизинговых сделок для модернизации производства… Банк получает достоверную информацию об организации и финансирует сделки организации через банковские гарантии или аккредитивы. Существенно ли это? С точки зрения гарантии сделок и сохранности средств до или после получения товара или услуги безусловно да, существенно. Сокращаем авансы и невыполнение условий сделок, получаем гарантию оплаты по факту выполненных поставок товаров и услуг.

Может ли государство стать гарантом исполнения сделок при наличии такой информации об организации? Например, при международной сделке? Предполагаю, что такие инструменты могут быть на рынке и в их развитии заинтересованы оба участника такого взаимодействия.

Может ли наличие в предлагаемой системе управления разработанных сервисов по формированию учета по правилам РСБУ, МСФО, US GAAP и управленческого учета повлиять на стоимость активов организации и привлекательность для финансирования инвестором? Безусловно может. К этому стремятся все.

Хочу обратиться к сообществу менеджеров и ИТ, профессионалам в РФ с вопросом, изложенным в начале статьи.

Где искать поддержку в инвестициях и административном ресурсе для согласования действий по разработке и выпуску коммерческого продукта, если разрабатываемая система управления затрагивает компетенции отраслевых министерств и ведомств, управляемых государством?

Кто может быть экспертом представленного описания либо демонстрации технологий системы управления, объединяющей процессное и проектное управление в многоагентных (мультиагентная, Multi Agent Systems) организационных системах?

Как выйти на уровень рассмотрения проекта, если финансовую часть бизнес плана проекта невозможно составить из-за необходимости предварительного согласования проекта с ведомствами и Министерствами государственных структур? Интересы в создании такой системы у всех общие, следовательно и способ реализации проекта должен иметь общее управление. Возможно ли это в настоящее время?

Кто может являться разработчиком отраслевых решений для организаций?

Для этого необходимо кратко проанализировать текущее состояние ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии) архитектуры ERP систем и сравнить с предлагаемым решением.

НЕДОСТАТКИ ИКТ АРХИТЕКТУРЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ

Главное препятствие — в сложности объединения баз данных и получения консолидированной информации с низкими трудозатратами для принятия ежедневных управленческих решений по управлению бизнесом.

При изменении факторов внешней и внутренней среды организаций группы компаний каждый раз требуется внесение изменений в систему учета путем применения программного кода платформы, применяемой в системе учета

Время выполнения операций не сопоставимо с необходимой скоростью реагирования на факторы, требующие управленческих решений в системе управления активами холдинга.

При создании единой системы управленческого учета большая часть востребованных функций может быть реализована путем интеграции с программным обеспечением различных вендоров.

  • приводит к созданию дорогостоящих интерфейсов,
  • при внесении изменений в систему управления с применением программного кода и изменением структуры баз данных эти же изменения должны происходить в ранее настроенных интерфейсах между программным обеспечением разных вендоров.

Реализация системы учета в территориально удаленных подразделениях приводит к необходимости дорогостоящего сопровождения программно аппаратного комплекса ИКТ инфраструктуры всех организаций.

приводит к многочисленным сбоям, настройке, восстановлению, синхронизации баз данных между сетью серверов юридических лиц всех организаций

При консолидации активов компании с множеством аффилированных юридических лиц каждое предприятие имеет свою инфраструктуру, что в настоящее время приводит к невозможности получения и обработки информации в единой системе управления.

Требуется высокая квалификация специалистов, обладающих компетенциями в получении сводной консолидированной информации из различных модулей и баз данных.

Высокие риски искажения информации при объединении и синхронизации данных различных версий и модулей предлагаемого программного обеспечения.

Локальная инсталляция ограниченному количеству пользователей – как следствие недоступность функционала в нужный момент времени в удаленных подразделениях аффилированных лиц группы компаний.

ПУТИ РЕШЕНИЙ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Создание системы управления на единой информационной платформе

Исключение необходимости установки на рабочих местах локального программного обеспечения

  • достаточно использовать веб браузер для доступа к перечисляемым функциям
  • создание частного облака для осуществления всех операций юридических лиц холдинга

Необходим единый источник информации для получения статистики для выполнения функционально стоимостного анализа выполняемых проектов в разрезе план факт.

ПЛАТФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЯЕТ ПРОЦЕССНОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МНОГОАГЕНТНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ, ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОВРЕМЕННО СИСТЕМОЙ BPMS, PM И ИМЕЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ ERP СИСТЕМЫ.

Системы управления организацией, предприятием, системы управления производством на основе технологий создания ИТ-решений управления большими организационно-техническими системами, позволяют управлять системой, не как набором изолированных областей деятельности, а как единым организмом.

Это Система Управления деятельностью в едином информационном пространстве, где роль отраслевых решений и любые функциональные блоки контура ERP выполняются с помощью бизнес сервисов, а инструменты управления в системе позволяют управлять в одной БД сквозными процессами, основными и вспомогательными.

Решение позволяет масштабировать неограниченное количество пользователей и юридических лиц, входящих в структуру группы компаний:

  • для эксплуатации на рабочем месте пользователя не требуется инсталляция программного обеспечения
  • достаточно Web-браузера и доступа в интернет
  • Решение позволяет привлечь в систему управления своих поставщиков и потребителей путем автоматического создания для их участия в бизнес процессах личных кабинетов с ограниченным функционалом, соответствующем исполняемым ими функциям в системе Заказчика

Преимущества платформы:

  • построение исполняемых бизнес процессов
    • Единая база данных для взаимодействующих организаций.
    • Прозрачное взаимодействие на всех уровнях управления.
    • Сквозные процессы между организациями.
    • Единые и индивидуальные библиотеки процессов.
  • Бизнес-сервисы системы управления умеют:
    • работать автономно и в потоках действий (проектах, процессах);
    • слушать окружающую среду;
    • вести себя в зависимости от характеристик входов и пользователей;
    • накапливать историю своего использования;
    • понимают свои обязательства – что, куда, когда они должны отправить;
    • предоставляют пользователям возможность получать необходимую информацию в зависимости от ситуации и принимать решения о дальнейших действиях (бизнес-кейс).

Система классифицирует все действия выполняемые пользователями по организациям инфраструктуры группы аффилированных лиц и контрагентам каждого юридического лица

«Живой Framework» — все схемы формируются на основе информации из БД; все изменения в схемах сохраняются в БД.

  • формируется требуемая пользователю статистика

например сальдо взаиморасчетов между контрагентами в реальном режиме, по факту выставленных счетов за товары и услуги и произведенных контрагентами оплатах

визуальная схема позволяет руководителю по направлению контролировать любые взаимоотношения с рабочего места и по мере необходимости погружаться в детализацию взаимодействий юридических лиц и подразделений на требуемую глубину для выяснения причин несоответствия плановым показателям

  • Проекты и процессы органично дополняют друг друга:

формирование проектов с неограниченной глубиной декомпозиции задач по группам и пользователям системы

  • Единый список работ проектов и экземпляров процессов;
  • Единый список задач проектов и задач экземпляров процесса (Мои задачи);
  • Единое расписание проектных и процессных действий.

Элементы проекта содержат в себе как пополняемую информацию о выполнении проекта, так и необходимые сведения и ссылки на документы, подтверждающие выполнение каждого элемента проекта

Наличие единых справочников НСИ

возможна интеграция справочников с системой учета при текущем развитии предлагаемой системы управления.

по товарам и услугам

по организациям

все данные генерируются и сохраняются в единой базе данных системы

Возможна интеграция с системой учета, но в перспективе платформа способна объединить весь функционал требуемый Заказчику.

Платформа способна к саморазвитию (!!!)

Наиболее часто выполняемые участниками системы операции анализируются, выявляются закономерности и предлагается автоматизация цепочек действий в системе — эта функция приводит к непрерывным улучшениям в управлении издержками организации. Это то самое недостающее звено в существующих системах учета, которое не позволяет существующим решениям находить узкое горлышко в сквозном процессе бизнеса и в результате приводит к увеличению издержек. Эта логика выявления закономерностей позволяет говорить о соответствии предлагаемой системы управления принципам ТОС (теория ограничения систем).

Для руководства и владельцев бизнеса:

Низкая стоимость владения.

Прозрачность деятельности.

Для бизнес-аналитиков и менеджеров проектов:

Оперативное изменение бизнес-процессов, проектов и кейсов.

Единая база данных для анализа и оптимизации.

Бизнес консультант продает Заказчику интеллектуальный труд, реализованный в отраслевом решении, которое Заказчик начинает использовать постоянно.

Для конечных пользователей:

Простой интерфейс бизнес-сервисов.

Быстрый доступ к информации для принятия оптимальных решений.

Для IT-специалистов, программистов и интеграторов:

Самостоятельная и быстрая разработка бизнес-сервисов с применением современных технологий и языков.

Размещение библиотек бизнес-сервисов на собственных сайтах.

Понимание Заказчиком содержания функционала в системе в момент старта проекта

Платформа позволяет реализовать Заказчику требуемый функционал для создания единой системы управления своими активами

Созданная система управления позволяет проводить непрерывные улучшения в управлении бизнесом

Настройка платформы под отраслевые особенности требует глубокого понимания существующих бизнес процессов «как есть» для отражения их в системе

на стадии реализации проекта

на стадии промышленной эксплуатации

КАК ОКУПИТЬ ЗАТРАТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

Заказчик при реализации проекта вынужден привлекать инвестиции в развитие инфраструктуры что повышает себестоимость его товаров и услуг

При приобретении прав на использование платформы Заказчиком и оплате работ по проекту, Заказчик может претендовать на право собственности на продукт интеллектуальной деятельности.

Это позволяет рассматривать сформированную Заказчиком конфигурацию системы для отрасли как типовое отраслевое решение, что позволяет тиражировать решение на рынке для предприятий отрасли

Вложенные инвестиции в создание платформы окупаются при многократной реализации типового решения для отраслевых предприятий и организаций РФ

Разработка и выпуск коммерческого продукта —  Конструктор (SDK) собственной системы управления для организаций и вертикально интегрированных структур — позволит как самостоятельно владельцам организаций, так и с привлечением отраслевых бизнес консультантов и команд, имеющих отраслевую практику внедрений адаптировать отраслевые кейсы с наборами шаблонов, отдельные процессы, портфели проектов и отдельные проекты под нужды заказчика в режиме реального времени, т.е. в момент изменений внутренней и внешней среды (!!!).

Максимальный эффект может быть достигнут при создании единой деловой сети поставщиков товаров и услуг в отрасли и межотраслевого взаимодействия участников рынка в едином информационном пространстве.

Прибыль от реализации отраслевых решений, объединяемых в  Общедоступную сетевую информационная систему может превысить инвестиции в разработку отраслевых наборов кейсов и шаблонов, содержащих элементарные действия.

Нерешенными остаются несколько вопросов. В поиске ответов на них я обращаюсь к читателю в поисках ответов и рекомендаций.

Для запуска системы в коммерческую эксплуатацию необходимо формирование нескольких бизнес сервисов базовых функций для начала коммерческого запуска системы управления.

Как ускорить развитие системы, если запуск базовых сервисов требует административной и инвестиционной поддержки государства?

Говорить о массовом продвижении технологии на рынке нельзя при текущем уровне развития телекоммуникаций. Вероятно, развитие представленной системы управления и популяризация представленного решения может происходить параллельно развитию коммуникаций для связи в стране.

Как развитие в РФ доступа к единым телекоммуникациям повлияет на применение системы управления на территории РФ, недоступной каждому пользователю?

Вопрос, который зависит не только от готовности самих коммуникаций, но и от готовности предоставления рынку такого решения. По мере развития доступа к сетям Интернет может развиваться и сам проект. Но как можно развивать проект не имея базовой инвестиционной поддержки со стороны государства для меня остается ключевым вопросом на который с Вашей помощью я надеюсь найти ответ.

01, 02 октября в МГУ прошел первый конгресс в формате НАУКА + БИЗНЕС:

Мероприятие организовано «Иннопрактикой» под патронатом академика, ректора МГУ В.А. Садовничего. Ссылка на программу и материалы

Очень надеюсь, что в формате открываемой в РФ технологической долины МГУ «Воробьевы Горы» появится возможность представить системное решение, объединяющее идеологию, методологию и, самое важное, технологию, созданную в настоящем времени в РФ:

  • и для перехода Менеджмента из области искусства в область научных знаний, повышения эффективности и качества управления,
  • и для построения фундаментальной ИСПОЛНЯЕМОЙ, а не ТЕОРЕТИЗИРОВАННОЙ на бумаге и в выступлениях модели управления,
  • и стабильного экономического развития, основанного на взаимодействии участников рынка и использовании единого информационного пространства с необходимой для образования, бизнеса, роста промышленности и государственного управления единого решения.

Но для реализации этого необходима совместная программа развития технологий с участием Государства, ИТ, бизнеса и образования, что становится возможным в рамках совместных программ, продекларированных при открытии технологической долины «Воробьевы горы»

Остается понять, будет ли в этой программе действительно место проектам совместного развития трех составляющих успеха (идеология, методология, технология) или это будет программой финансирования узконаправленных технологических решений и подготовки специалистов для развития отраслевых корпораций.

Время покажет.

С Уважением к Вам,

03.10.2014

Емелин А.А.